В Арбитражном суде Москвы прошли предварительные слушания по иску о признании недействительными операций по списанию средств со счета в ВТБ и зачислению на счет карты умершего клиента НПФ «Благосостояние» (реализует корпоративную пенсионную систему РЖД) в Сбербанке.
По словам заместителя исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Ивана Волкова, фонд оспаривает сделки по списанию и зачислению средств «как совершенные под влиянием существенного заблуждения» — фонд не знал и не мог знать о смерти пенсионера. Между тем на обращения НПФ с просьбой вернуть переплату банки ответили отказом.
«Банк не является участником правоотношений по выплате пенсий, а выступает стороной договора банковского счета (вклада), заключенного с клиентом»,— пояснили в пресс-службе Сбербанка. Там добавили, что списание денежных средств со счета клиента без его распоряжения «допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом». «При перечислении пенсионных средств на счета застрахованных лиц ВТБ выполняет расчетную функцию, действуя по поручению соответствующих пенсионных фондов»,— подчеркивают и в пресс-службе ВТБ. При этом родственники умершего клиента, не зная пин-кода карты, также не могут получить переплаченные средства.
«Из-за пробелов в законодательстве единственный способ вернуть средства фонда — через суд. Мы рассчитываем сформировать практику подобных дел для ускорения возврата переплат и в перспективе досудебного решения подобных споров»,— говорит Иван Волков.
Проблема переплат на счета умерших клиентов актуальна для фондов с пенсионными резервами. В отличие от системы обязательного пенсионного страхования (ОПС, администрируется Пенсионным фондом России, оперативно получающим информацию о смерти клиентов), где массовые выплаты начнутся с 2021 года, в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) получателями пенсий де-факто является более 1,5 млн человек.