АСВ разбирается с неликвидами

10 июня 2014
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) объявило результаты первого этапа конкурсного управления в 4 небольших негосударственных пенсионных фондах, которые были лишены лицензий в последние 2 финансовых года.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) объявило результаты первого этапа конкурсного управления в 4 небольших негосударственных пенсионных фондах, которые были лишены лицензий в последние 2 финансовых года, при этом не вернули пенсионные накопления клиентов в полном объеме. Напомним, что именно АСВ будет заниматься банкротствами НПФ с 2014 года. Юридическая основа - система гарантирования пенсионных накоплений.

Первыми «клиентами» стали следубщие НПФ: НПФ «Трансстрой» и НПФ «Профессиональный независимый» (ПНПФ), НПФ «Семейный», НПФ «Генеральный пенсионный фонд». Данные фонды были лишены лицензий Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) в период 2012-2013 гг. Функции временного управляющего в фондах возложены на Агенство.

Наиболее крупными игроками был НПФ «Трансстрой» (более 272 млн. рублей пенсионных накоплений) и НПФ «Семейный» (почти 231 млн. рублей). Долги, в большей части, приходятся на систему обязательного пенсионного страхования, частично - на корпоративные программы. Данные НПФ после лишения лицензии вернули пенсионные накопления клиентов лишь частично (кроме НПФ «Генеральный пенсионный фонд», который расчитался полностью).

Отметим, что все 4 НПФ подверглись банкротству еще до вступления в силу системы гарантирования вкладов, следовательно, их долги - проблема ПФР, который должен будет компенсировать гражданам их накопления. Однако, позже появилась информация о том, что НПФ «Семейный» не передал в ПФР реестр застрахованных лиц, следовательно ПФР не может однозначно установить размеры компенсационных выплат для каждого клиента данного фонда.

АСВ отмечает у всех 4 НПФ низкую ликвидность активов и крупную недостачу имущества (до 90% от балансовой). НПФ «Семейный» вложил существенную часть корпоративных резервов в векселя. По информации правоохранительных органов, в отношении руководства «ПНПФ» возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере).

обо подчеркивается, что потеря имущества стала возможна в том числе из-за ограниченных возможностей прежнего регулятора - ФСФР. При этом ФСФР не имел полномочий в отношении ликвидации и внешнего управления в НПФ.