Формирование пенсионного законодательства в советский период

На начальном этапе создания советской пенсионной системы, применялось обязательное пенсионное страхование, но в середине XX века роль государства в пенсионном обеспечении усилилась.

Экономика страны во второй половине ХХ в. начала молниеносно развиваться, как следствие, рост численности рабочих в конце 20-х гг., стал предпосылкой для советского правительства для усовершенствования, существовавшего на тот момент, пенсионного обеспечения. В плане развития первых пяти лет были предусмотрены различные льготы в пенсионном обеспечении для ветеранов труда в важнейших индустриальных отраслях. Особое внимание уделялось социальному обслуживанию инвалидов, также предлагалось расширить круг лиц, получающих пенсии по старости.

В 1928 г. в законодательство СССР Постановлением Наркома труда впервые было включено пенсионное обеспечение по старости в текстильной промышленности. Годом позднее пенсии по старости стали получать рабочие металлургической и горной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и множества других отраслей. Примечательно, что в 1929 г. также был определен и сам возраст выхода на пенсию: для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет – самый низкий в мире. При этом на производстве с тяжелыми и вредными условиями труда, вводились льготы для рабочих - пенсии по старости назначались с 50 лет при 20-летнем стаже.

В марте 1928 г. Постановлением ВЦИК СССР и СНК СССР было упорядочено пенсионное обеспечение инвалидов труда и потерявших кормильцев семей. Пенсионные выплаты устанавливались в зависимости от группы и причины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. Ключевым моментом в разработке пенсионного законодательства на советском уровне стало Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 13.02.1930 г. «Об утверждении Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» . Указанное Постановление систематизировало законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и служащих. Примечательно, что данная норма гарантировала рабочим некоторые преимущественные права на назначение пенсий наравне со служащими. Также в данный период (1929-1930 гг.) правительство перечнем специальных постановлений улучшило пенсионное обеспечение некоторых категорий работников, в частности учителей и агрономов. В то время данные меры были особенно распространены, так как отвечали всем потребностям населения.

Основной предпосылкой к закреплению в Конституции СССР 1936 г. прав всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни и утрате трудоспособности явились серьезные политические, социальные и экономические изменения, произошедшие во время реализации планов первой и второй пятилетки. 

Установление одинаковых условий и равных прав для всех слоев общества на пенсионное обеспечение стало историческим достижением. 

Во время второй мировой войны (1941-1945гг.) внимание правительства было сфокусировано на социальной поддержке военнослужащих и их семей.

В послевоенный период, государство, указами СНК СССР 1947-1956 гг., мотивировало рабочих ведущих отраслей промышленности повышенными размерами пенсий . 

Создание советской системы социального обеспечения завершилось в 1950 г.

Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию» было утверждено Президиумом ВЦСПС в феврале 1955г., а 14 июля 1956 г. был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Таким образом, днём зарождения отечественного пенсионного законодательства является 14 июля 1956 г. 

Примечательно, что до 1956 г. нормативная правовая база, составляющая систему пенсионного обеспечения, носила несогласованный характер с другими актами. В свою очередь, Е.И. Астрахан отмечал: «законодательство о льготных пенсиях было обширным, раздробленным и сложным» . Поэтому сама разработка перечисленных выше норм стала результатом внутриотраслевой кодификационной работы в истории советского права. Такой уровень и объем работы над кодификацией законодательства был для СССР новаторским. В связи с вступлением в силу Закона 1956 г., а также дополняющих его развитие нормативных правовых актов, около тысячи ранее изданных норм по вопросам пенсионного обеспечения были признаны полностью или в части. Наконец, был установлен единый порядок выплаты и назначения пенсий  . В итоге, государство могло гарантировать гражданам конкретизированные, полные  и доступные права на социальное обеспечение. 

В 1955 г. вопросами социального обеспечения начал заниматься Государственный комитет по труду и заработной плате (далее - Госкомтруд СССР). Нормы Госкомтруда занимали значительное место в системе источников права социального обеспечения СССР. 

Полную картину целостной системы социального обеспечения граждан дополнило социальное страхование и пенсионное обеспечение для колхозников. В значительной мере в 15.07.1964 г. отразили Закон СССР «О государственных пенсиях» и Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию» следующие нормативные акты: №2688-VI «О пенсиях и пособиях членов колхоза»  и Положения о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членам колхозов 1970 г.

При этом, в 70-80е гг. ХХ в. пенсионные выплаты назначались в возрасте 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин при наличии трудового стажа 25 лет и 20 лет соответственно. Пенсии составляли половину средней заработной платы работника за последние пять лет его трудовой деятельности.

Конституция СССР 1977 г. окончательно закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также при потере кормильца. Так, были сформированы 3 полноценные государственные системы социального обеспечения: 

1) социальное обеспечение военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряда других категорий граждан за счет государственных республиканских и местных бюджетов;

2) социальное страхование рабочих и служащих, находившихся в ведении профессиональных союзов; источником его финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций и бюджетные дотации;

3) социальное обеспечение колхозников, средства на которые формировалось из отчислений от доходов колхозов и дотаций по государственному бюджету.

Таким образом, основные виды социального обеспечения сформировались уже к моменту распада СССР и зарождению постсоветского государства. Рассмотренная нами советская система социального обеспечения продолжает развиваться в новой России, с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от начал, заложенных основателями законодательства о социальном обеспечении СССР. 

04 августа 2018