Российская пенсионная система была высоко оценена

15 апреля 2014
Современная отечественная пенсионная система заняла почетное 14-е место по показателю устрочивости в рейтинге пенсионных систем по версии Allianz. 3 года назад Россия в данном рейтинге была 18-ой.

Данный рейтинг комплексно оценивает целый ряд показателей, например, демографическую нагрузку, пенсионный возраст, размер пенсионных выплат и госдолг по отношению к ВВП страны. По каждому показателю странам выставляется оценка в диапазоне от 1 до 10. Далее баллы суммируются.

Многие эскперты резонно замечают, что высокая позиция отнюдь не означает, что уровень жизни пенсионеров стране высок. Скорей стоит говорить о том, что существующая в России пенсионная система способна справляться с присутствующими демографическими тенденциями. Лидерами списка являются признанные лидеры подобных рейтингов пенсионные системы Австралии, Новой Зеландии и стран Скандинавии. В данных странах заметна существенная роль накопительного пенсионного компонента. Конце рейтинга располагаются страны с низким пенсионным возрастом, среди которых выделяется Тайланд.

Появление накопительной части пенсии в России в 2002 году было обусловлено тем, что существовавшая до этого система перестала справляться с ухудшающейся демографической ситуацией в стране. С 1 января 2002 году в структуре пенсионной системы выделяются 2 части: распределительная и накопительная, а также появляются институты негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний на рынке обязательного пенсионного страхования. Средства накопительного компонента инвестируются в реальные секторы экономики страны.

Новый рейтинг от Allianz не удивил экспертов Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Наша пенсионная система вполне устойчива благодаря двукомпонентной структуре. Отмена любой из частей может привести к дисбалансу во всей социальной сфере. Однако, опастность могут представлять последние изменения в законодательстве, а именно фактическая отмена накопительного компонена для "молчунов" (граждан, не определившихся в выбором управляющего). Это в среднесрочной перспективе приведет в росту обязательств государства по выплате пенсий. Кроме того, существуют реальные риски увеличения оттока капитала. Банковская система находится в состояни стагнации. Очевидно, что объем "длинных" денег в экономике резко сократится, что приведет в ухудшению инвестиционного климата в стране.

Очевидно, что новая пенсионная система, вводимая с 2014 года, является менее устойчивой и высока вероятность того, что уже через 5-10 лет ее снова придется пересматривать.