Россияне не могут переводить пенсионные накопления

11 января 2019
Закон о переводе пенсионных накоплений граждан, вступивший в силу с 1 января 2019 года, оказался неработоспособным.

Причиной проблем стала техническая неготовность всех элементов пенсионной системы. Не готовы Единый портал госуслуг (ЕПГУ) и система связи между Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Когда граждане смогут все-таки подать заявление о переходе от одного страховщика к другому, непонятно, но участники рынка надеются, что вынужденные каникулы продлятся только первый квартал.

Напомним, что с 1 января, согласно вступившим в силу законодательным нормам, граждане, пожелавшие перевести свои пенсионные накопления, могут это сделать двумя способами. Подать заявление либо дистанционно через ЕПГУ, либо лично явившись в отделение ПФР или МФЦ (или послав туда своего представителя).

Гражданин должен быть в обязательном порядке проинформирован о потенциально теряемом им инвестдоходе при досрочной смене страховщика. Но такая функция, как можно судить из информации на портале, до сих пор не реализована. В настоящее время по техническим причинам сервис информирования о сумме потерь при досрочном переходе недоступен, подача заявления о досрочном переходе невозможна.

Под вопросом и подача заявления лично или через представителя. Согласно закону, ПФР обязан в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления направить его копию в фонд, в который переводятся накопления, и одновременно оповестить текущего страховщика. Это должно быть осуществлено через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), причем третьей версии. Однако на 9 января к СМЭВ-3 было подключено лишь 25 НПФ, сообщили в «Ростелекоме», тогда как с накоплениями работают 35 фондов.

В ПФР отказались отвечать по существу на вопросы, отметив, что «у россиян в распоряжении имеется целый год на то, чтобы принять взвешенное решение относительно перевода пенсионных накоплений и подать заявление, если это необходимо».