Крупные НПФ не хотят уводить клиентов от коллег

20 августа 2017
В целом ряде крупных НПФ заявили, что не будут оплачивать агентам договоры о переводе клиентов из других фондов.

О прекращении оплаты за привлечение клиентов из НПФ сообщили несколько пенсионных брокеров утром 18 августа. Причиной данного решения многие эксперты рынка называют постоянно растущее число жалоб граждан на неправомерные переводы накоплений, которыми сопровождается смена пенсионного фонда. Причем расходы НПФ на заключение мировых соглашений по искам многократно превышают суммы на клиентских счетах привлеченных клиентов.

Данная информация подтвердилась уже вечером того же дня. Несколько крупных фондов, среди которых «Газфонд Пенсионные накопления», «Согласие», «Доверие» и «Сафмар», объявили об изменении системы оплаты агентам за перевод накоплений из других НПФ: она либо отменяется совсем, либо снижается до 1 руб. В фондах подчеркнули, что они руководствуются исключительно интересами клиентов, которые из-за несовершенства порядка и недостаточного информирования теряют инвестдоход при досрочном переходе. При этом, каждый из фондов оставляет за собой возможность пересмотра взаимоотношений с агентами при изменении порядка переходов.

Напомним, что основной канал приема заявлений граждан на перевод накоплений через удостоверяющие центры сейчас не действует. В Банке России зафиксировали резкое увеличение жалоб граждан на действия НПФ и их агентов. Так, по итогам кампании 2016 года в ЦБ поступило более 2600 жалоб, это в 3 раза больше, чем за период с 2013 по 2015 годы. Известно, что 

руководителей и собственников крупнейших групп НПФ не раз вызывали на совещания в ЦБ в поисках решения, однако никакого совместного решения найдено не было.

Потерявшие инвестдоход клиенты обращаются не только к регулятору, но и напрямую в суд. Большинство подобных споров решается мировым соглашением, но для фондов это существенные расходы: средняя компенсация уже перевалила за 100 тысяч рублей. Сейчас средний счет в системе ОПС по итогам первого квартала составляет менее 70 тысяч рублей, а вознаграждение самого НПФ ограничено 15% от чистого инвестиционного дохода.

Тем не менее, ряд активных в привлечении фондов, инициативу не поддержали. Так, в НПФ Сбербанка заметили, что «фонд не состоит ни в каких соглашениях по переводу клиентов». Отметим также, что более половины трафика пенсионных накоплений приходится на «молчунов», о прекращении привлечения которых речи не идет.